Развал Советского Союза для многих миллионов его граждан означал исчезновение с политической карты мира большого многонационального государства, которое они считали своей Родиной. Пограничные столбы и разделительные линии разграничили не просто территорию государства, название которого укладывалось в аббревиатуру «СССР», они разграничили общее политическое, экономическое, культурное пространство, унаследованное Советским Союзом от Российской империи.
Однако, как показало время, «архитекторы» развала СССР, несмотря на все старания, все — таки не смогли довести процесс распада единого союзного государства до конца.
За пределами Российской Федерации – правопреемницы СССР – остались русскокультурные и русскоэтничные «анклавы». Для большей части населения этих регионов русский язык и русская культура были и продолжают оставаться родными, а Россия, вслед за Советским Союзом, продолжает восприниматься в качестве исторической Родины.
Одним из наиболее ярко выраженных в этническом, культурном, языковом отношении русских анклавов за пределами России с 1954 года являлся Крым. События «Крымской весны» 2014 года восстановили историческую справедливость, связанную с незаконной передачей Крыма в состав УССР в 1954 году.
Признание «наследниками» Н.С. Хрущева в высших эшелонах власти Советского Союза факта перехода Крыма из состава УССР (субъекта союзного государства) в состав независимой Украины стало очередным проявлением безволия ряда представителей советской партноменклатуры. Они умудрились ликвидировать Советский Союз и «оторвать» от Российской Федерации Крым, население которого является в большинстве своем русским и русскокультурным.
Значимость Крыма для России определяется его особой духовно ролью в становлении российского государства. В 988 году в Крыму, в городе Херсонесе, принял крещение святой равноапостольный князь Владимир – креститель Руси, в Крыму проповедовали святые Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности. Взаимосвязь Крыма с Россией определяется этническим составом населения полуострова, историческими, культурными и другими его связями с Россией, стратегической ролью, которая обусловлена базированием в уникальных севастопольских бухтах, не замерзающих зимой (в отличие от бухт Новороссийска), российского Черноморского флота. Защищая Крым и Севастополь, отдали жизни миллионы солдат и офицеров русской и советской армии и флота. Здесь жили и творили многие выдающиеся деятели российской культуры.
Сказанное позволяет лучше понять причины формирования в Крыму в начале 90-х годов ХХ века русского, пророссийского движения. Это – вполне закономерная реакция русскокультурного сообщества Крыма на ситуацию, когда Украина стала независимым государством, а Российская Федерация оказалась для крымчан государством иностранным. Кроме того, правящая элита независимой Украины сделала ставку на принудительное утверждение во всех сферах государственной жизни украинского языка и националистической, русофобской идеологии.
После развала Советского Союза – процесса, который, по сути, означал распад большой, исторической России, в национальных государствах, возникших на постсоветском пространстве, наступил расцвет идеологии национализма. Причем утверждение идеологии украинского, молдавского, грузинского и других видов национализма нередко сочеталось с продвижением русофобских идей, вытеснением русского языка из различных сфер общественной жизни, подавлением русского национального самосознания. В ряде случаев этнократические режимы, возникшие в бывших советских республиках, проявляли себя по отношению к русским еще более жестко, по принципу «чемодан, вокзал, Россия».
Формированию русского движения в Крыму также способствовал массовый приток в Крым крымскотарского населения. Русские и представители других национальностей, проживающие на полуострове, вплотную познакомились с идеологией крымско-татарского национализма. Данная идеология, так или иначе, сводится к принципу национальной исключительности крымских татар на территории полуострова, обосновывает необходимость создания в Крыму татарского национального государства. Русские организации изначально высказали решительный протест против этой идеологии, настаивая на том, что Крым исторически является многонациональным регионом, где все этнические группы являются субъектом автономных прав.
Для русских, проживающих на Крымском полуострове и в других русскоэтничных и русскокультурных «анклавах», утративших после развала СССР политическую связь с Российской Федерацией, базовые, корневые смыслы русской идеи стали определяться не только ценностями самоосознания, но и жизненно важными задачами самозащиты и самосохранения.
Идейные принципы и установки, декларируемые русскими и пророссийскими организациями, которые начали создаваться в Крыму в первой половине 90-х годов XX века, основывались на двух базовых целях:
- Восстановление политических, экономических, культурных связей Крыма с Российской Федерацией, разрушенных в ходе развала СССР;
- Защита русского социокультурного пространства в Крыму.