Логотип Русского мира
ГАЗЕТА РУССКОЙ ОБЩИНЫ КРЫМА (№ 5 (65) март 2004 г.)
ВМЕСТЕ ВОЗРОДИМ ЕДИНСТВО И МОГУЩЕСТВО НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ!
Архив номеров На сайт РМЦК Ссылки Чат Форум Гостевая книга О сайте
Страница №1 Страница №2 Страница №3 Страница №4 Страница №5 Страница №6 Страница №7
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ МОНУМЕНТ В СИМФЕРОПОЛЕ

15 сентября 1882 г. в Симферопо­ле на за­седании Городской думы рас­смат­ри­валось предложение таври­ческого дворянства о сооружении па­мятника Императрице Екатерине II. Городская дума изъявила на этот счет «совершенное согласие». Место установки был выбран город Симфе­рополь – административный центр Тавриды, включенной в состав Рос­сийского государства в царствование Императрицы Екатерины II (Великой) и при ее активнейшем участии.

Интересным был выбран ме­тод соз­дания денежного фонда на стро­и­тельство памятника: собрание решило обложить дворянские земли налогом по 1/2 копейки с десятины в течение 3-х лет, начиная с 1883 г.

В Комиссию по осуществлению про­екта вошли: предводитель дво­рянства Таврической губернии пол­ковник В. П. Попов, А. X. Стевен, П. Н. Казначеев, Н. А. Султан Крым-Гирей, Э. Л. Браккер, Джамиль Арслан Мурза Булгаков и Осман Бей Хункалов.

На собрании 15 мая приняли ре­ше­ние о приглашении на закладку памят­ника кого-нибудь из членов августейшей семьи. 25 июня 1882 г. Император Алек­сандр III дал раз­решение соорудить па­мятник Екате­рине II в Симферополе и открыть подписку в России.

В июле 1882 г. от предводителя дво­рянства Таврической губернии в Импе­ра­торскую Академию худо­жеств посту­пила просьба назначить конкурс на па­мятник. Официальная трактовка моти­вации сооружения памятника – «В ознаменование сто­летия присое­ди­не­ния Крымского ханства к Империи». Были разрабо­таны условия конкурса. Занявший первое место автор получал премию в 1000 рублей, второе – 500, третье – 250. Интересны некоторые пунк­ты условий конкурса, например 11-й: «До и после рассмотрения, про­екты будут выставлены одновремен­но, в продолжение одной недели для обозрения публики, в залах Акаде­мии»; 12-й: «Комиссия судей обязы­вается изложить письменно свое зак­лючение о достоинствах и недостат­ках всех пред­ставленных проектов»; 16-й: «Комиссию судей составляют господа Профессора Император­ской Академии Художеств».

Правила были опублико­ваны в «Прави­тель­ст­венном вестни­ке», а также в газетах «Новое вре­мя» и «Московские универ­си­тет­ские ведомости».

Примечательно дополнительное требо­ва­ние в правилах конкурса: Таврический предводитель дворян­ства уведомил Им­ператорскую Ака­демию художеств, что сто­имость проекта должна быть не менее (!) 50 тыс. рублей.

28 апреля 1883 г. состоялось за­седание Императорской Академии художеств. Сле­дует отметить, что в Комиссию судей приг­лашались и заказчики-депутаты от тавричес­ких дворян. Архивные документы, к со­жале­нию, не объяснили, каким пра­вом поль­зо­вались приглашенные. Надо полагать, что они имели пра­во совещательного голоса. И вот свершилось: номер 8 под девизом «Могущество» получает 1-ю пре­мию, номер 10 под девизом «Что не говори, а правда нужна» – 2-ю пре­мию, номер 6 под девизом «Москва» – 3-ю. Все работы, а их было 11, яв­лялись анонимными. Вскрыли кон­верты: первую премию получил про­фессор-скульптор Александр Рома­нович Фон-Бок, вторую профессор-скульптор Николай Акимович Лаверецкий и третью – академик-скуль­птор М. А. Чижов.

29 июля 1883 г. в Большом Пе­тербургском дворце Император «из­волил осматривать модели монумен­тов Императрице Екатерине II, удо­стоенных премий, и высочайше со­изволил утвердить проект профес­сора Лаверецкого». Таким образом утверждена была к исполнению мо­дель, занявшая 2-е место.

Сооружение памятника осуществ­ля­лось под контролем комиссии, со­стоящей из 11 человек. Деятельное участие при­нимал при этом губернский предводитель дворянства Васи­лий Пав­лович Попов, а с 1887 г. – Вивиам Вилианови Олив, кото­рый заменил сво­его предшественника (и как губернский предводитель, и как член ко­миссии по сооружению па­мят­ника). «Крымский вестник» в юби­лей­ном но­мере, посвященном 100-ле­тию присое­динения Крыма к России, особо от­мечал, что В. В. Олив«лично следил в Петербурге за работами на заводах и мастерских, где производи­лись отдельные части памятника, причем сделал весьма важное изме­нение во внешнем виде барельефа. Напри­мер, вместо предложенной группы русского народа, встречаю­щего Госу­дарыню в Крыму, В. В. Олив пред­ложил исторически вер­ную и более подходящую группу татар в нацио­нальных костюмах...

Лично заведовал приемом окон­ченных работ; усердными трудами добивался невероятной дешевизны доставки памятника на место и бла­гополучно довел трудное дело до конца, подготовил все необходимое к отправлению памятника, в чем ему помогал архитектор И. В. Вольф».

Столетие присоединения Крыма к России ознаменовалось 8 апреля 1883 г. трехдневными (!) праздне­ствами в Симферополе, где главным мероприятием стала закладка памят­ника Императрице Екатерине II. Кроме флагов, Симферополь был ук­рашен и вензелями Императора Александра III, его жены Марии Фе­доровны и Екатерины Великой. В православном соборе и церквах, в храмах других христианских конфес­сий, а также в мечетях шла служба «о присоединении Крыма к Россий­ской Державе и о здравии Государя Императора и Царствующего дома».

Жизнь и деятельность Екатерины II, безусловно, связана с Крымом, в том числе и с Симферополем, где она была проездом 26 мая 1787 г. Фран­цузский посол граф Людовик-Фи­липп де Сегюр, бывший в свите Императрицы, писал: «Государыня-победительница имела приятную возможность вступить в Тавриду и занять престол татарских ханов, ко­торых предки не раз заставляли рус­ских князей являться с поклонами к высокомерным предводителям Золо­той Орды». На всем крымском пути эскортировали императорский кор­теж вооруженные татарские всадни­ки. По этому поводу граф де Сегюр отмечал: «Монархиня, с мыслями всегда возвышенными и смелыми, пожелала, чтобы во время ее пре­бывания в Крыму ее охраняли тата­ры, презиравшие женский пол, вра­ги христиан и лишь недавно поко­ренные ея власти. Этот неожидан­ный опыт удался, как всякий отваж­ный подвиг».

Н.В. Гуркович

Публикуется с сокращениями
ХРАНИТЕ МИР В СОИХ ДУШАХ

В канун Святой Пасхи московский корреспондент Валерий Коновалов получил разрешение взять интервью у Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха всея Руси Алексия II. Сегодня мы публикуем это интервью на страницах нашей газеты.

– Пасхальные дни – самые радостные в жизни христиан. Од­нако радость эта у мно­гих сегод­ня омрачается суровой дей­ст­ви­тельностью: войны, теракты и  жизненные неурядицы, связанные в пер­вую очередь со сложным материальным положением, вынуждают даже самых закаленных людей предаваться унынию. Как быть?

– Ответом на «рознь мира сего» должен быть мир Христов. При всех невзгодах и неуряди­цах мы, православные христиа­не, должны, по словам святого апостола Павла, немощи не­мощных сносить (Рим. 15,1) – проявлять мужество и стой­кость, не падать духом, но, ук­репляясь дарами Пасхи Христо­вой, быть опорой для тех, кому особенно трудно.

– Но убогих и сирых сегод­ня так много. В стране – тысячи бомжей, беспризорников. Цер­ковь могла бы взять этих изгоев общества под свое крыло?

– Грех проходить мимо этих несчастных. Не будем за­бывать, что Сам Господь наш Иисус Христос не имел на земле пристанища, где преклонить го­лову (Мф. 8, 20). Принять под свой церковный кров, обогреть, накормить, одеть – наша пер­вейшая христианская обязан­ность. К моему огромному сожа­лению, в реальности наша соци­альная деятельность не так об­ширна, как тому следует быть.

– Каждый раз, беседуя с Вами, мы неизменно затрагиваем вопрос, который все эти годы ос­тается болезненным – о взаимо­отноше­ниях Московского Патри­архата с Ватиканом. Есть надеж­да на улучшение?

– Надежда на лучшее все­гда живет в душе христианина. Возможный визит папы Иоанна Павла II в Россию или моя с ним встреча в каком-либо ином месте будут иметь смысл только в том случае, если послу­ жат уврачеванию доныне крово­точащих ран прошлого, реаль­ному разрешению болезненных проблем двусторонних отноше­ний. Но я против всемирного шоу перед объективами телека­мер. Потому что являюсь убеж­денным сторонником достиже­ния нелицемерного согласия на основе твердых договореннос­тей.

– Вы могли бы назвать самые памятные для Вас пасхальные службы, на которых Вам доводилось служить.

– Почему-то вспоминается 1960 год, когда советская власть запретила пасхальные крестные ходы якобы из-за хулиганства во время ночной службы. И я, молодой священник, в первый год подчинился, служил на пасху утром – во избежания недоразумения с властями. Отслужил и понял: не то!.. Нет животворя­щей пасхальной радости ни у служащего духовенства, ни у ве­рующих. На другой год решил: будь что будет, а отслужу все, как принято у православных лю­дей – ночью. И ослушался власть... Разумеется, не было ни хулиганства, ни злобных выкри­ков. Да и у меня особая радость была: не поддался и отстоял свое право.

– То есть отстояли церков­ную справедливость? 

– И богоборческой власти можно сопротивляться. Когда над храмами и монастырями нависла угроза закрытия, я не мог смириться.

– «Стяжи дух мирен, и тог­да тысячи вокруг тебя спасены будут» – бессмертные слова Се­рафима Саровского. Если бы каждый из землян следовал муд­рости, заключенной в них, ника­кой бы крови и войн в мире сроду бы не было! Какое влияние на Вашу жизнь оказал преподобный?

– Подлинное следование преподобному Се­рафиму воз­можно для нас только в том слу­чае, если мы в нашей собствен­ной жизни уви­дим свой крест, возложенный на нас Господом и станем искренне, целомудрен­но и честно исполнять свой хри­стианский и человеческий долг. Если человек не имеет мирного духа в се­бе, не способен этот дух стяжать, если он пос­тоянно раз­дражается, то это передается ок­ружающим и ни к чему созида­тельному при­вести не может. Мне, я считаю, особенно нельзя позволять себе раздражаться. По дол­жности. Хотя иногда прихо­дится вести себя и резко, и твер­до, но на этот случай апостол Па­вел сказал: гневаясь, не со­грешайте (Еф. 4, 26). Мудро? Потому что можно поговорить с че­­ловеком жестко, если, конеч­но, на то име­ется серьезная при­чина, но самому при этом не со­грешать – не впадать в гнев.

– Твердость – необходимый удел всех руководителей. А для государственных деятелей твер­дый характер стал чуть ли не са­мой обязательной чертой харак­тера. Ваше Святейшество! Вы ча­сто встречаетесь с высшим руко­водством страны, находите пони­мание и готовность к сот­рудни­че­ству. А не приходила ли в голову мысль вновь соединить Церковь и государство, дать православию статус государственной религии?

– Церковь только тогда сможет дышать полной грудью, когда будет реально отделена от пусть даже самого благорасполо­женного к ней государства. Но только от государства как инструмента управления и подавления, а не от общества, не от народа. Благо народное и общественное – вот та нива, на которой Церковь и государство могут и должны сотрудничать.

– Что бы Вы, Ваше Святей­шество, могли пожелать нашим читателям в эти пасхальные дни?

– От всей души хочется по­советовать наиболее активным молодым людям и девушкам: чтобы ни происходило с вами или вокруг, ни при каких обстоятель­ствах никогда не поддавайтесь искушению экстремизмом. Горь­кий опыт показывает, что экст­ремизм всегда приводит к проли­тию крови, что только усугубля­ет противоречия и умножает вза­имную ненависть. При этом не­избежно гибнут любовь и разум.

Хотелось бы, чтобы свет Воскресения Христова напол­нил сердца наших соотечественников терпением, мудростью, чувством ответственности за судьбу нашей Родины. Ибо толь­ко так, соблюдая мир в своей душе, человек может трудиться над преодолением трудно­стей и дать достойный от­вет вызовам, которые бросают нам стремительно меняющиеся времена.


Благословенная крымская земля, которую часто сравнивают с прекрас­ной жемчужиной, некогда край мира и благоденствия, сегодня становится местом, где бурлят человеческие страсти, где поселилась ненависть и вражда, уже пролилась кровь людей. Весь мир с тревогой обратил свои взоры на ту тяжелую обстановку, ко­торая сложилась в Крыму. Поистине – события, всколыхнувшие полуост­ров, принесли свой страшный плод, посеяли смуту и разделение среди крымчан. Но разделили их не по на­циональному или конфессионально­му признаку, а на тех, кто хочет за­работать на людском горе, получив сиюминутную политическую или фи­нансовую выгоду, и тех, для кого не­преходящей ценностью остаются мир, счастье людей, добро и справедли­вость!

В этот ответственный момент я хочу обратиться к крымскотатарско­му народу и всем народам, населяю­щим полуостров: к простым людям, труженикам, убеленным сединами старикам, юношам, отцам семейств и нежным матерям.

Скажите, как могли помутиться глаза нашего сердца, что мы в чело­веке другой национальности и иной веры видим не образ Всевышнего, по которому этот человек сотворен, а лишь врага и конкурента. Неужели мы позволили сердцу нашему поверить в то, что на человеческом горе мы смо­жем построить собственное счастье? Как случилось, что руки наши мы про­тянули не к созиданию и труду, спо­собному оставить после нас добрую память для будущих поколений, а к делам тьмы и злобы? Да не будет раздора между народами Крыма! Как не было его в те времена наших пред­ков, когда мирно соседствовали их дети, паслись их стада. Когда добрые соседи приглашали друг друга на свадьбы, праздники, помогали в трудную ми­нуту.

Вспомним, как чудот­ворный образ Девы Ма­рии, явившийся в самом центре Крымского хан­ства – Мариампольском ущелье близ Бахчисарая, открывшийся вслед за тим православный христианский монастырь почитались крымскими ханами (в частности, ханом Ачи-Гиреем), которые просили помощи у Матери Иисуса Христа, де­лали пожертвования на святую обитель; как и христиане,  и мусульма­не направляли свои сто­пы к источникам св. Кос­мы и Дамиана, св. Пара­скевы, обретая исцеле­ние души и тела.

Я не думаю, что ис­тинный мусульманин мо­жет забыть слова Кора­на: «И помогайте одни другим в благочестии и богоязненности, но не помогайте в грехе и вражде» (сура 5, айат 3). Прислушаемся к этим словам, прислушаемся к голосу своей совести, которая есть голос Все­вышнего Бога. Что скажет она нам? То, что верующий человек, какой бы нации или конфессии ни был, не может и не имеет право поощрять кро­вопролитие. Жизнь и душу даёт нам Бог, и праведность человека состоит в том, чтобы иметь в себе любовь и справедливость: «Будьте справедливы, это – ближе к богобоязненности», – говорит Коран (сура 5, айят 11). А в Священном Писании говорится: «Воз­люби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Матфея 22, 39).

Не будем идти на поводу у тех, кто, забывая законы своей веры и то, что заповедано отцами и дедами, пы­тается разжечь пламя вражды. Наши предки искали Бога, мира, любви и справедливости, зная, что только на этом фундаменте можно построить будущее своих детей. И те, кто раз­жигает вражду, либо не имеют де­тей, либо не имеют веры, любви и мудрости, к которым всех призывает Бог.

Мы все – граждане одного госу­дарства, мы все равны перед зако­ном. Священное Писание православ­ных христиан говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существу­ющие же власти от Бога установле­ны» (Рим. 13, 1). То же самое утвер­ждает для правоверных Священная книга мусульман Коран: «О, вы, ко­торые уверовали! Повинуйтесь Алла­ху и повинуйтесь посланнику и обла­дателям власти среди вас» (сура 4, айат 62). Ни у кого из нас нет права, нет никакого оправдания тому, что­бы чинить самосуд и самоуправство.

Минувшие поколения обладали та­кой мудростью и богобоязненностью, которые позволяли им столетиями жить на одной земле в мире и согла­сии. Да дарует нам Всевышний Гос­подь эту мудрость, дабы земля наша вновь стала землей мира, добра и любви.

Я молюсь о том, чтобы Всевыш­ний Господь дал нам светлый ум, страх Божий и мудрость. Верю, что разум будет превыше человеческих страс­тей.

Митрополит Симферопольский
и Крымский Лазарь.


Украинская Баннерная Сеть
Rambler's Top100 ВЕРНОСТЬ РОССИИ Крымский информационно-развлекательный портал
© 2004 Все права защищены Русской общиной Крыма